По потопе
Надлежит отметить, что повествование Нестора соответствует представлениям южных народов, которые были подвержены потопу талых вод после таяния ледника (ледникового периода). Народам Европы, стоянки которых приходятся на территорию покрытую ледником, характерны представления об отступлении льда и как следствие возникновение языческого культа Матери Сырой Земли. Поэтому, это служит свидетельством тому, что автору известны только христианские представления.
Трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт
Судя по представлениям о потопе, речь идёт об азиатских народах, которые осваивали опустошённые потопом земли. Многие исследователи сходятся во мнениях о том, что речь идёт о семитах (Сима) и хамитах (Хама), но на фоне разногласий об Иафете. Учитывая представления Нестора, можно предположить что, речь идёт о каком-то племени семито-хамитской группы.
Достались и острова: Британия
Здесь и далее перечисленные автором ориентиры, имеют общность только в том случае, если речь идёт о племени хеттов, следы которого найдены и в Британии. Учитывая исходную семито-хамитскую родословную хеттов, есть все основания доверять этой версии, но только с учётом того, что на тот момент, Британия уже была населена британцами (островными кельтами).
Потомство Иафета также: варяги
Варяги, историческое наименование касты воинов, которыми, безусловно, должны были являться хетты, дабы дойти до Британии, через воинственные племена европейцев. Возникновение такого рода касты, для европейского мира не новость, где с глубокой древности собирались лучшие воины, представляющие различные рода для выполнения аналогичной функции. По всей видимости, Нестор повествует о том, что среди варягов есть потомки Иафета, что вполне допустимо, но происхождение варягов больше касается германского племени вагров (являвшихся самым грозным варяжским народом Европы).
Шведы
По всей видимости, Нестор имеет в виду скандинавов, история которых, по собственным представлениям, уходит корнями в азиатские страны. Шведы, по собственной родословной состоят из трёх родов: вёльсунгов (венедов), инглингов (англичан) и скьёльдунгов (скифов), коренных племён Европы, за исключением инглингов (сага о которых, говорит об азиатском происхождении народа).
Норманны
Исторические противники варягов (аналогично отношению варягов к викингам), состоящие в основном из родственных немцам племён. Учитывая составляющие норманнов племена, есть все основания доверять мнению Нестора.
Готы
Этот термин является собирательным образом воинов, и подобно варягам (от слова "war" - война) - происходит от племени, в честь которых назван их род деятельности. Поэтому, утверждение о том, что данный народ имеет азиатское происхождение, лишено основания.
Русь
Варяжская Русь, с культурным центром на острове Буяне (современном Рюгене), была труднодоступна для гостей, в силу свирепости местных племён и враждебности к иноземцам, присущей Руси с глубокой древности. Русь отвечает всем признакам германского племени, без какого либо хеттского сегмента.
Англы
Учитывая родственную связь германских англов со скандинавскими инглингами, есть все основания доверять мнению автора.
Галичане
Видимо Нестор подразумевает галлов, как одно из кельтских племён, которые вместе с германцами является коренным населением Европы и не имеет каких-либо достоверных сведений о родственных связях с хеттами.
Волохи
Одно из исторических имён восточных кельтов, коми сопутствует связь германскими племенами, не связанными с гостями из Азии.
Римляне
Столь же смелое заявление Нестора, который, судя по всему, пытается приписать всем европейским народам родственные связи с Иафетом. Безусловно, хетты входили в число тех, кого принято называть римлянами, но только как часть таковых.
Немцы
С начала X века, это племя весьма активно вырезало германские народы, попутно насаждая христианство. Нет сомнений в родственной связи этого племени с "Потомством Иафета". В этой связи, надлежит заметить, что невнимательность исследователей Древней Германии, до настоящего времени сталкивается с путаницей понятий "немцы" и "германцы".
От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне
Норик - северная провинция германских федератов Римской Империи, которая, безусловно, связана с появлением славянских племён, но имеющая свои корни не в славянстве, а среди тех, кого исторически принято называть русами. Нет ни одного исторического подтверждения и тому, что "смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле". Деление народов того времени было обусловлено экономическим развитием (земледелием и скотоводством), которое, конечно же, представлялось народами Европы как дар Бога. У нориков таким Богом являлся "Белес" (греческое звучание русского Велеса).
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская
Здесь, надлежит заметить, что изначально эта земля была населена фракийцами.
Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава
В действительности Моравия стала центром культурного развития Европы сразу после распада кельтского мира в VI веке нашей эры, с племенами, появившимися в этой местности ещё до нашей эры. То, что отмечает Нестор, по всей видимости, повествует о приходе в Моравию какой-то части нориков, после падения Римской Империи.
Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне
Здесь с Нестором достаточно трудно согласиться, если речь идёт о поморах и лютичах, кои следует отнести к самим волохам. Возможно, путаница кельтов и германцев со славянами связана с тем, что с момента прекращения кельтской истории в VII веке (в результате гражданской войны) вплоть до XVII века (первых исследований кельтского мира), всемирная история содержит большой пробел.
Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом
В очередной раз нельзя согласиться с Нестором, в силу того, что река и город находят отклик только в кельтском диалекте - тех самых волохов. Некоторыми исследователями этот народ называется "ильменьскими славянами", что является не более чем ориентир, для тех, кто исторически называется Словенами, т.е. венедским племенем. Венедами их называют и до сих пор. По данным археологии, появление Новой реки и города на нём датируется V веком нашей эры, с антропологическими данными о населении русско-кельтского (или просто русского), а не славянского типа.
И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской
Важным, было бы ещё одно дополнение, что историей до сих пор не найдено изначального "славянского народа", ибо любая связь по славянской линии характеризуется только общностью языка (грамоты), а не народа (племени). Местом же возникновения славянского языка, археологически и исторически можно отметить именно упомянутую Нестором Моравию - место обитания германских племён ещё со времени кельтского мира - коих, по всей видимости, и принято называть славянами. Исторически, первыми кто назвал себя славянами (в VII веке нашей эры), были представители северной Германии.
И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь
Классический сюжет европейской мифологии - про трёх братьев (с мотивом кельтского мифа о лебедях). Есть все основания полагать, что это типичная для того времени мифическое представление.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: "На перевоз на Киев". Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду
Видимо уже тогда бытовали различные мнения на предмет основателя Киева. Непонятно, почему возражает Нестор - тому, что могло быть общепринятым? Почему Кий не мог быть в действительности перевозчиком? Благодаря этому перевозчику мог быть налажен процесс доставки товаров в Киев. Более разумным предположить, что именно перевозчиком и был тот, кто стал инициатором экономического развития Киева - в честь кого был назван этот город. Именно перевозчик имел больше шансов совершить визит в Царьград.
Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались
Ещё одно напоминание о мифическом происхождении этого героя ("жили счастливо и умерли в один день"). Возможно, красота этого мифа вводит в заблуждение и самого Нестора, который не верит в "простонародное происхождение" Кия.
Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами
Важное замечание о носителях славянского языка, которое нужно взять на заметку для внесения ясности в дальнейшем повествовании.
А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, - эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и живут в северных странах
Не менее важное, нежели предыдущее замечание, с актуальным указанием на родственную связь с азиатами. Действительно, можно констатировать факт повествования о племенах говорящих на своих языках. Наблюдаются и антропологические различия между "германо-кельтскими" (русскими) и "угро-финскими" (от колена Иафета) типами.
Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян
Крайне непонятна связь скифов с хазарами, не только в большом разрыве по времени, но и в историческом плане. Хазары, в свете истории по Нестору, должны быть потомками Сима, что отвечает действительности, но не имеет отношения к народу, который был исчез с этой территории благодаря сарматам, ещё до нашей эры. Возможно, Нестор путает их с сарматами, кои могут иметь родство с хазарами, но сами хазары ведут свою родословную от тюркского каганата. На предмет же болгар, наблюдается такая же путаница, как и со скифами. Должно быть, Нестор не видит разницы между "болгарами дунайскими" (германским племенем кельтов - волохов) и "болгарами волжскими" - в действительности булгар (тюркских племён), либо просто не знает об их различиях.
Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом, персидским царем
Очередная загадка истории по Нестору, где разделение угров по цвету представляется достаточно туманным. Учитывая предложенные Нестором ориентиры, можно только предположить, что речь идёт о современных молдаванах.
В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили
Обры или авары - народность, весьма загадочная для истории. Судя по всему это, было загадкой и для самого Нестора. Поэтому, остаётся только предположить, что речь идёт о народе, имеющем отношение к изначальным татарам. Именно в этот исторический момент и появляются первые славяне, коих призывают на свою сторону обры.
Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина
Подобным образом выглядели и те, кто впервые в истории сами себя назвали славянами. Судя по схожести во внешнем виде, есть все основания полагать, что обры - родственное изначальным славянам племя. В описываемых же событиях, в свидетельстве о "Боге", Нестор, по всей видимости, подразумевает покровителя греческой армии, которая и уничтожила обров, ибо в прямой трактовке видится явный подвох и с геноцидом авар.
После обров пришли печенеги
Интересна последовательность событий, где, по всей видимости, предлагается связь белых угров, обров и печенегов.
А затем прошли черные угры мимо Киева, но было это после - уже при Олеге
Вероятно, речь идёт о мадьярах (современных венграх).
А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды
Важное замечание о народе, который сыграл роковую роль в истории Руси. К ним мы ещё вернёмся.
И сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи"
Именно такими мечами в последствии будет вооружена Русская Дружина.
В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля
Исторически, существуют и более ранние даты когда "стала прозываться Русская земля", но в пределах первых индиктов (пятнадцатилетних исчисление по византийскому стилю). Поэтому, упомянутая Нестором дата - близка к действительности.
Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей
Судя по всему, Нестор повествует о литовцах "из заморья", которые действительно свирепствовали в то время.
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом
Без сомнения, речь идёт об изгнании литовских варягов, так как дальнейшие события станут свидетельством того, что будут призваны другие варяги. "Правда", упомянутая Нестором, в старославянском языке означает "предписание, установленный закон".
И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву"
Вследствие отсутствия "правды" не удивителен поиск руководителя с варяжским законом. Очевиден и мотив - в защите от литовцев.
И пошли за море к варягам, к руси
Сие утверждение указывает на то, что выбор был не случайным, так как отсутствует элемент поиска. Это могло быть обусловлено не только родственной связью - о чём ещё скажет Нестор, но и очевидным для того времени могуществом варягов западной Руси (кои были противниками варягам литвы) способных дать отпор литовцам (нападками которых изобилует и более поздняя история). Варяжская Русь того времени, держала в страхе не только литовцев, но и славян.
Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти
Надлежит отметить педантичность Нестора, который уточняет, что Русью - уже "назывались", наряду с тем, как "другие называются". Найти Русь изначальную не так сложно, ибо достаточно заметить, что ругии, на протяжении всей своей истории назывались не только ругами или русами, но и русскими - когда речь заходила о непосредственном представлении народа. Слово руг известно по глаголу "ругать", т.е. грозить или буянить - откуда и возникают определение острова "Буян" и живущего на нём грозного народа по имени "Русь". Подтверждение этому не требует каких-либо неведомых истории свидетельств, так как до настоящего момента, посетив Германию можно прочесть русские названия сёл, городов и рек, по всей территории варяжской Руси - включая и культурный центр на острове Буяне (Рюгене).
Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами"
Хорошие управленцы в цене до настоящего времени. Даже сегодня, является большой сложностью обучение хороших руководителей. Поэтому, древность не может быть исключением из правил и происходящие события лишь подтверждение тому, что Русь того времени специализировалась не только в области воинского дела, но и управления. Таким образом, Русь становилась не только законодателем, но и средством защиты от набегов литовцев.
И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске
За отсутствием исторических свидетельств, нельзя понять причины почему "избрались трое", когда изначальная установка была только на одного "поищем себе князя", но очень важным является заявление о том, что "взяли с собой всю русь", ибо в этом кроется и причина успеха норманнов (где больше не наводит порядок Русь). Вся Русь была на востоке, что в свою очередь и позволило норманнам захватить их земли на западе.
И от тех варягов прозвалась Русская земля
Стало быть, можно исключить любые гипотезы об ином, нежели русском происхождении Рюрика и варягов прибывших с ним. Современная версия о норманнском происхождении Рюрика, является результатом упущения или умышленного сокрытия факта - захвата западных земель Руси в X - XII веках нашей эры норманнами (коим и приписывают происхождение Руси).
Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене
Этим повествованием Нестор вспоминает о том, что новгородцы - словене и подтверждает родственные связи словен и руси по варяжской линии, которые можно датировать V - VII веком нашей эры.
Властвовал Рюрик
Таким образом история сама решает вопрос с братьями Рюрика, не оставляя сомнений в их существовании, ибо иначе не имело бы смысла придумывать их на два года, если конечно это не было очередным мифическим представлением, которое нуждается в элементе троицы героев. Из этого же повествования следует, что Русь обладает статусом родственного коренному населению племенем, что в свою очередь подтверждает факт существования варяжской Руси задолго до появления варягов в Новгороде, и названия земли Русской является дополнением к уже существовавшей - западной (варяжской) Руси (историю которой закрыли собой норманны).
И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом
В этом повествовании остаётся неясным - "отправились они" по воле Рюрика или самовольно. Нельзя исключить и того, что Рюрик вообще не знал о существовании таковых. Загадкой остаётся и исчезновение Рюрика из повествования - вплоть до его смерти. Учитывая различные исторические гипотезы, включая и те которые предлагают Аскольда как родственника Кия, есть все основания полагать, что эти "бояре" пришли от литвы (с более раннего визита варягов), а не "руси" Рюрика. Интересно и указание Нестором на то, что у этих мужей какой-то свой род, т.е. не исключено, что именно литовский.
В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила
В этом фрагменте, тоже нет ясности - по чьей инициативе был совершён закончившийся неудачей поход. Весьма вероятно, что неудача была обусловлена не только неблагоприятными погодными условиями, но и тем, что Аскольд и Дир не имели того опыта боевых действий, которым обладала Русь. И если Дир остаётся загадочной фигурой для истории, то в отношении Аскольда (или Оскольда), можно заметить имя родственное литовским Рингольд, Ромпольд или Гедигольд, что в свою очередь лишний раз свидетельствует о его литовском происхождении.