Святослав бросил копьем в древлян
Языческий обычай объявления войны, символом которой является копьё.
Свенельд и Асмуд
Воеводы, присутствие которых говорит о том, что Ольга пришла не только с Мужами (старшей дружиной), но и с Отроками (младшей дружиной). Асмуд, по всей видимости, выполнял функции не только наставника Святослава, но и руководителя Мужей, ибо сама Ольга была несведущей в деле ведения военных действий.
Мы рады дать тебе мед и меха
Возможно, это было особенностью дани, но основным промыслом древлян, судя по археологическим исследованиям, было земледелие.
Нет у вас теперь ни меду, ни мехов
В браваде, автор противоречит самому себе, сначала заявляя о том, что древляне "рады дать", но тут же от имени Ольги опровергая то, что предлагают сами древляне. Видимо, это очередная приписка Нестора в попытке напомнить об "алчности" Игоря. Сопоставляя все эти факты, можно сделать вывод о том, что весь этот сюжет является выдумкой, дабы скрыть или переиначить истинную причину этой войны.
И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты
Речь идёт о местах, куда в дальнейшем к определённому времени свозили дань. Это усовершенствование системы сбора дани, одно из достижений Ольги - в деле развития Руси.
Достойна ты царствовать с нами в столице нашей
В свете исторической действительности, данное повествование Нестора выходит за рамки простых приписок, предлагая версию того, что христианский царь желает разделить царство с княгиней варваров.
Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь
До настоящего времени существует документ, свидетельствующий о том, что в свите Ольги присутствует католический священник. Поэтому, есть все основания полагать, что Ольга на тот момент уже приняла католическую веру, если конечно не была католичкой с рождения. Каприз же Ольги видится столь же нелепым, как и предложение царствования Константином.
Хочу взять тебя в жены
Хотелось бы найти описание этих событий в сочинениях самого Константина Багрянородного, который с 919 года был женат на дочери Романа Лакапина Елене. Таким образом, в повествовании Нестора прослеживается "бес в ребре" Константина VII, что в свете исторической действительности является поводом для сомнений в достоверности описываемых событий.
Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью
Столь же нелепо звучит повествование о том, что Ольга укротила "соблазнителя" Константина - благодаря крещению. На этом фрагменте повести, след исторических событий теряется в сказочных сюжетах автора.
Перехитрила ты меня, Ольга
Трудно понять мотив повествования о таких "отношениях" между Константином и Ольгой, в которых наблюдается, как и в случае с данью древлян, лишь то, что перехитрил себя только сам автор "Повести временных лет".
И благословил ее патриарх
Возможно, эта бурная фантазия Нестора разыгралась на фоне религиозных пристрастий - в желании видеть Ольгу под патронажем православной церкви. Визит же Ольги в православную церковь и благословение патриарха не вызывает сомнения, так как не возбраняется католиками.
Если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем
На фоне неустойчивой достоверности повествования, факт "насмешки" кажется лишним в пропаганде христианства (которым изобилует эта повесть).
Ибо для неверующих вера христианская юродство есть
Из этого достаточно откровенного замечания Нестора, следует вывод о том, что равнодушное отношение Святослава к "собиравшимся креститься", могло быть обусловлено только тем, что на этом настаивала его мать Ольга.
А дружина моя станет насмехаться
По всей видимости, Святослав тем самым отвечает на предложение матери - вежливым отказом.
Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет
Здесь, видится весьма некорректный посыл на мнимые обстоятельства смерти Святослава.
Если захочет Бог помиловать род мой
В этой цитате звучит косвенный намёк на то, что Ольга сетует на то, что смерть ждёт не только Святослава, но и весь княжеский род. Следует ли из этого, что Ольга выступает в роли пророка в прекращении рода Рюриковичей, или Нестор предлагает нечто иное, уже свершившееся? В свете исторической действительности, род русских князей прерывается на Ярополке, сыне Святослава, когда к власти приходит сын рабыни Рюриковичей Владимир. Возможно, именно это и подчёркивает автор повести в момент откровения, с учётом того, что никто кроме Игоря (сына Рюрика), в свете исторической действительности не мог обрести отчество "Рюрикович". Таковым мог стать Владимир, только будучи холопом Двора Рюриковичей, а не сыном Святослава Игоревича.