В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу своему
Учитывая тот факт, что в то время не было принято составлять завещание, надлежит принимать это повествование - как о передаче княжения перед смертью, либо принятие княжения ближайшим родственником Рюрика. Во всей европейской истории есть лишь одна датировка этим годом, где констатируется смерть князя Родерика, жившего в Уэльсе. Совпадение даты и некоторое созвучие имени, не дают оснований для признания в нём Рюрика, но и отвергать это не имеет смысла, ибо это может объяснить загадочное (для истории) исчезновение князя Русской Земли. Не менее загадочным видится и совпадение наименования Уэльса с именем русского бога Велеса, и наличием в Британии не только топонимов "рос", но и наличие средневековой России.
Отдав ему на руки сына Игоря
Трудно себе представить без аллегорий, как Рюрик передаёт Игоря, будучи умершим. Поэтому, это лишний раз свидетельствует о передаче при жизни, либо принятии Игоря Олегом после смерти Рюрика.
Ибо был тот еще очень мал
Такой повод мог стать причиной передачи, как для умирающего князя, так и для родственника умершего князя. Но для того времени, поводом такой передачи могла быть и другая причина - бытовавшая в княжеской среде. Дети князей воспитывались до совершеннолетия вне семьи, а у наставника не менее благородного княжескому роду. Представителем такого рода, в то время, мог являться только представитель духовенства (аналог кельтского друида). Поэтому, звание Олега - "Вещим" (пророческим), может служить родовым званием и быть не менее актуальной причиной для принятия Игоря, которая сидится более рациональной, нежели "передача с того света".
В год 6390 (882). Выступил в поход Олег
Игорю в это время было около четырёх лет - аналогично тому, когда в грядущем (946 году), против древлян выступит Ольга со Святославом (наставником которого являелся сын Олега - Асмуд). Такая параллель для упомянутого выше обычая весьма характерна.
Взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа
Из этого следует, что значительных изменений на Русской земле не произошло, и Олег продолжает то, что не успел сделать Рюрик.
И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир
Интересная справка, лишний раз свидетельствующая тому, что об Аскольде и Дире, мог не знать и сам Рюрик. Именно сведения о том, что в Киеве сидят враждебные руси варяги литвы, могли служить поводом для расправы со стороны Олега - который не отличался свирепостью нрава или кровожадностью, а напротив избегал лишнего кровопролития (что можно наблюдать в дальнейших действиях князя).
И сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика"
Шаг адекватный для наставника из упомянутого выше обычая, ибо Олег выступает именно как опекун Игоря.
И убили Аскольда и Дира
Существуют представления о том, что убийство Аскольда и Дира было обусловлено нападками на северные земли со стороны этих князей, любивших наведаться во владения византийцев, но получив достойный отпор, занявшихся разбоями в своей округе. В любом случае перед нами факт того, что Олег не проливает кровь киевлян, а как опытный хирург, удаляет только инороднее тело.
И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским"
Многие исследователи обыгрывают тезис "мать", в попытке лишний раз добавить пафоса в учреждении новой столицы Русской земли. В действительности, достаточно обратиться к истории (упомянутых Нестором ранее) "нориков". В Норике бытовал обычай называть все города кормилицы бога Белеса (по-русски Велеса), как и в Новгороде (Столицы Славии, князем которой являлся Олег), наблюдается культ Рода и Рожениц. Таким образом, перед нами свидетельство того, что Олег объявляет Киев - кормилицей (матерью) городам русским, как города с большим экономическим потенциалом, а не с неким мифическим величием. С этого момента Киеву отводится роль главного города именно по сбору дани, что является весьма разумным тактическим шагом в стратегии развития Руси.
И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью
Надлежит отметить, что Нестор не называет русью племена не входящие в группу славянских языков: "чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, - эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета". Это может быть связано и с тем, что Олег, придерживалась классических для язычества родоплеменных (национальных) обычаев.
Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно
На первый взгляд в этом повествовании видится только то, что Олег устанавливает дань для всех. Но из этого же заявления явствует, что Олег выступает уже от имени Руси, и устанавливая дань даже для варягов. Это исторический момент основания Олегом Вещим - Руси (восточной), который по какой-то причине приписывают Рюрику (князю западной Руси), лишь призванному на Русскую землю. Поэтому, исторически именно Олегу принадлежит звание основателя и первого князя восточной Руси.
Ради сохранения мира
Из чего следует, что с этого момента Русь уже не позиционируется как варяги.
В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице
Олег делает шаг, который предстоит повторить Игорю, Ольге и Святославу.
В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань
Наблюдается очевидные различия в отношении Олега, с одной стороны к древлянам, а с другой к северянам. Возможно, это обусловлено не только безмятежностью северян, но и каким-то различием в родоплеменных связях Руси.
И не велел им (северянам) платить дань хазарам, сказав: "Я враг их" и вам (им платить) незачем"
В этом повествовании открывается образ мышления человека, который называет себя врагом для прочих, а не прочих своими врагами. Возможно, в этой фразе кроется и то, что Олег не собирался воевать с хазарами, а уничтожал их экономически.
В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?". Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне"
Этот фрагмент закрепляет всё тот же экономический мотив - врага хазар, которого больше интересует не сама дань, а то, кому она платится.
В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою
Очевидно, здесь речь заходит уже о современных "венграх", уграх - мадьярах.
И стали воевать с жившими там волохами и славянами
В свете исторических событий повествуется о нападение мадьяр на болгар (волохов как кельтов, вероятнее всего племени Фир Болг) и венгров (славян как потомков гуннов).
Славяне, которые сидели по Дунаю
По всей видимости, Нестор указывает на тех, кого принято называть "дунайскими болгарами" (болгар, потомков фракийцев), как племени говорящем на славянском диалекте, в отличие от "волжских болгар" (булгар, тюркского племени), говорящих на иранском диалекте.
Для них ведь, моравов, первых созданы буквы, названные славянской грамотой
К сказанному, можно только добавить то, что данная грамота с приходом христианства была названа "кириллицей", в то время как исторически, так и называлась "буквицей". Версия же о том, что Кирилл изобрёл новую, предельно сложную славянскую грамоту, вопреки предложению уже готовой греческой грамоты, в свете исторической действительности видится как нелепая шутка.
Когда славяне жили уже крещеными
Интересный в историческом ракурсе, тезис, свидетельствующий о том, что описываемое событие, имело место после, а не до крещения, что даёт основания тому - благодаря чему это и происходило.
Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы нас наставил и поучал нас и объяснил святые книги
Повествование не вызывает сомнения в возникновение таковой потребности, в силу того, что всё языческое подвергалось уничтожению.
Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского
Дополнительное свидетельство тому, какие языки предлагались альтернативой уже существующему - славянскому.
Одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения
Очевидно, что католические священники предлагают латинский язык, православные - греческий, а сам народ пытается найти аналогию славянским (языческим) буквам.
Сыновей, знающих славянский язык
Надлежит взять на заметку, что речь идёт о тех, кто уже знает славянский язык и начертание букв, которыми требуется написать "священные писания".
Когда же (братья эти) пришли, - начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие
Данное составление заключалось во вставке нескольких греческих букв, которые так и не были востребованы даже кириллицей и со временем полностью исчезли из славянского языка. На основании этого утверждения, современная "историческая школа", строит свои гипотезы о безграмотном населении Руси, в то время как речь идёт лишь о переводе священных писаний. Здесь, к месту отметить, что на Руси бытовал не только славянский язык (доныне латинизированный), но и русский (отличающийся от славянского языка более ранним происхождением), исторически называемый "языком венедов".
И рады были славяне, что услышали они о величии Божьем на своем языке
В этой связи возникает вопрос о "потомках Иафета", которые должны были знать "о величии Божьем" без каких-либо переводов. Поэтому, есть все основания полагать, что родственные связи с Иафетом обошли стороной Русь и племена славянской группы.
Некие же стали хулить славянские книги, говоря, что "ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян…"
Интересная справка, подтверждающий языческий статус славянской азбуки наряду с христианскими алфавитами.
Если же кто бранит славянскую грамоту, да будет отлучен от церкви, пока не исправится
Из этого повествования следует, что церковнославянский стиль был инициирован католической, а не православной стороной христианства.
А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью
Осведомлённость автора этих строк, очевидна своей ограниченностью, в свете того исторического материала, который доступен сегодня. В этом фрагменте надлежит вспомнить о славянском народе - как о языковой общности, к которой в исторической действительности относятся и те, кого Нестор называет волохами. Также, надлежит не забывать об особенностях Руси (Олега) - в отношении к варягам ("ради сохранения мира"). И если по отношению к Руси, в истории достаточно описаний, то в отношении славян и варягов сведений гораздо меньше. Есть ряд исследований, в которых предполагается, что термин варяг возник в результате обозначения понятия вагр "wahr", а их соседей руси - от ругов "ruhs". В отношении же к смысловому значению термина славяне, существует достаточно много гипотез, вплоть до обозначения таким образом "рабского народа" - от английского "slave" (раб). Есть и такие "изыскания", кои передают прямое значение этого слова, с декларацией "славы" принадлежащей по какой-то неведомой причине именно этому народу. На базе этой мифической "славы", строятся даже модели имён, таких как Ярослав ("Ярой славы"), Святослав ("Светлой славы") и т.д. В этой связи крайне нелепо звучит название целой страны, предлагающей не менее загадочную "Юга славу" (Югославию). Но есть и другие исследования, указывающие на бытовавшие представления того времени, декларирующих "славу" которая в старославянском языке пишется через букву Зело, как зеркальное отражение латинской "S" или прописная "Г" в русском языке. Так находит себя другое представление понятия "Слава" - как русское слова Глава. Таким образом, разрешаются все недоразумения с мифической славой, передавая бытовые понятия в трактовках имён "Буйная голова" (Ярослав), "Светлая голова" (Святослав) и страны "Южная глава" (Югославия). В этой же связи мозно заметить наличие множества глав у богов варяжской Руси (Ругевит - 7, Поревит - 5, Святовит - 4). Благодаря этому, пред нами возникает актуальная особенность народов, которыми на протяжении всей своей истории руководят Главы (Главные в роду) с единой - вечевой системой управления. В этой же системе управление находится различия между славянами и Русью, которой управляет не совет (вече), а король (князь). Поэтому, у славян есть повод идти к Руси за князем (королём), а не советниками (главами, изобилие которых и порождает усобицы). Княжеская власть присуща и более поздним варягам, король которых находится на острове Буяне. В свете этого, становятся понятными все хитросплетения славянского народа (с вечевым управлением) и едиными с ними (по языковой группе) русскими (с княжеской властью).
Леон-царь нанял угров против болгар
Повествование идёт об очередном нападении мадьяр.
В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу
Здесь наблюдается аналогичный передачи на воспитание наставнику, обычай браков среди княжеских родов. Учитывая ревностное отношение Олега к вопросам национального характера, не возникает сомнений в принадлежности Ольги к Русскому роду. Имя Ольга, будучи аналогом мужского имени, может быть дополнительным свидетельством близкой родственной связи с Олегом.
Этих всех называли греки "Великая Скифь"
По всей очевидности, представления Нестора и греков, имеют некоторые различия в области представлений о скифах. Нестор, проводит параллель с хазарами, в то время как греки указывают на племена враждебные хазарам. Здесь, есть повод прислушаться к мнению греков, которые указывают на племена, которые живут на территории, где некогда обитали скифы, описанные их более авторитетным для всемирной истории соплеменником Геродотом.
И пришел к Царьграду
Некогда городу Фракии, занятому к тому времени ромеями (византийцами) и названным Константинополем.
Греки же замкнули Суд
Залив замыкался большой цепью над водой, из-за которой Олегу пришлось совершить обход по суше.
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли
Эти колёса уже могли быть в наличии, так как использовались для транспортировки кораблей через днепровские пороги.
И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу
Возможно, эта сцена имеет своё великолепие в символическом смысле, ибо не исключено что, Олег спустил корабли на воду, что было таким же шокирующим событием для греков, непривыкших видеть вражеский флот у стен Царьграда.
Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу
Следует отметить, что исторически не сохранилось ни одного свидетельства способного хотя бы отчасти подтвердить существование этой присяги.
И клялись те своим оружием и Перуном, своим богом
Неадекватной видится присяга оружием победителя - в отношении побеждённого. Не менее загадочно звучит имя бога "Перун", не только со стороны "Великой Скифи", но и варяжской Руси (среди богов которых не встречается имени Перун). Возможно, Нестор опирается на сведения времени реформы Владимира в 980 году, времени, когда Перун, лишь в результате реформы, занял своё место в пантеоне. Вероятнее всего, Перун был принесён в Киев Аскольдом, как русифицированная версия имени литовского Перкунаса. Лишь в этом случае, можно будет провести параллель с версией об Иафете, как представителя хеттского племени, с богом по имени Перунас (он же Пирва), который действительно присутствовал на южных землях будущей Киевской Руси, с момента распада тюркского каганата.
И Волосом, богом скота
Упоминания о Волосе - как боге русов и росов не редки для более ранних сюжетов истории, но не менее сенсационным, чем в случае с появлением культа Перуна, звучит звание "бога скота". Термин "скотий бог" возник в результате осмысления христианами языческого бога, атрибутом которого являлась бычья голова. Даже в случае представлений о боге богатства, так как "скот" это была денежная единица и синоним блага, не встречается прежде - в представлениях со стороны самих язычников. Волос, аналогично Велесу представлялся Родом - единым богом, наряду с которым могли быть названы только Роженицы (Богини). Поэтому, есть все основания полагать, что связь Волоса с Перуном, является либо вымыслом, либо не верной формулировкой имени Перун.
И сказал Олег: "Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные"
Этот фрагмент, судя по всему, взят из действительных представлений, так как в нём опять звучит национальный мотив свойственный Олегу в отношениях не только к варягам, но и славянам.
И повесил щит свой на вратах в знак победы
Многие исследователи выдвигают различные версии о том, что ещё помимо победы означал этот символ, вплоть до сомнений в самом факте водружения щита. Одной из заслуживающих внимания версий, можно признать факт объявления Царьграда "под эгидой" (щитом) Руси. Во всех этих версиях отсутствуют лишь исследования в отношении причин походов на Царьград, где предлагается сугубо экономическая подоплека, которую действительно нельзя опровергнуть. Вспомнив о том, что Царьград фракийский город, можно найти и другой мотив - в желание вернуть себе город родственного Руси племени. Такие настроения можно наблюдать и у Святослава, избравшего центром своей земли (что будет отмечено дальше) территорию Фракии. Поэтому щит Олега может служить свидетельством тому, что он заявляет о принадлежности Царьграда Руси.
И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными
Такая аргументация Нестора оставляет желать лучшего, в силу того, что до настоящего времени термин "Вещий" остаётся синонимом "Пророческий" и скорее относится к его происхождению или пророчествам, которые более тесно связаны с его судьбой, нежели с вещами которые он привёз из похода. Видимо, аналогичная непросвещённость в языческих обычаях служит Нестору причиной заблуждения в том, о чём он знает лишь понаслышке, если не является изобретателем такой версии.
В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор
К этому повествованию, можно отнестись с доверием, в силу того, что за это время Византия смогла оправиться от поражения и вернуться к излюбленной тактике плетения интриг против Руси. В данном случае не было необходимости идти походом на Византию, и был повод узаконить свои отношения.
Между христианами и русскими
Интереснейший фрагмент, повторяющийся в повести несколько раз - где декларируется представление о христианах (а не греках или ромеях) в противовес русским (в религиозном и действительном смысле - язычников). Такая же точно формулировка сохраняется и в византийских источниках, в частности - "Историей" Льва Диакона.
Ивановым написанием
Если этим не подразумевается чего-то иного, то, возможно Нестор имеет в виду Русский язык, в силу того, что Иванами принято называть именно Русских. Мнение же о том, что имя Иван имеет иное, нежели русское происхождение, лишается почвы при изучении "Ветхого завета", где имя "Иаван" повторяется несколько раз - в тесной связи именно с русскими.
Заключили мир и договор положили между Греческою землею и Русскою и установили не преступать клятвы - ни грекам, ни руси
Этот договор, в отличие от "присяги", уже не содержит нелепых представлений о неком Перуне и Волосе - как "боге скота", и имеет все основания быть действительным.
Ибо спрашивал он (Олег) волхвов и кудесников
Надлежит отметить, что термин "волхв" происходит из мифологии волохов (кельтов) обозначая воинствующего колдуна-оборотня или говоря языком современных компьютерных игрушек - "боевого мага". Кудесники же представляются русской традицией - как чародеи. В том и другом случае от названных персон могло исходить либо внушение, либо магическое воздействие. И если учитывать тот факт, что Олег принадлежал именно к духовному сословию (аналогичному друидам), то такого рода занятия вполне оправданы, так как любое духовенство уделяет пристальное внимание предсказаниям. Поэтому, есть все основания полагать, что Олег стал Вещим именно по причине особого внимания к пророчествам, и как следствие - жертвой таковых, что является достаточно частым явлением.
"Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть?"
Возможно, в этом высказывании кудесника сокрыто какое-то роковое стечение обстоятельств, говорящее о том, что виновником смерти будет не враг, а тот - кому Олег доверяет. В мифическом аспекте, такой сюжет полностью перекликается с гибелью языческого Бога Солнца (практически во всех языческих воззрениях мира), который погибает после победы над злом, падая с коня. Возможно, тем самым народные представления приравнивают Олега Вещего к русскому богу Яриле.
Выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу
Аналогичными ситуациями изобилует множество сюжетов того времени, констатируя факт укуса змеи - как смерти от болезни. Поэтому, весь этот сюжет может сводиться к тому, что Олег скончался не от старости и не погиб в бою, а умер от болезни. Эта болезнь может быть связана и с конём, с которого мог упасть Олег и получить травму несовместимую с жизнью. Но нельзя исключать и того, что события развивались в полном соответствии с повествованием Нестора, что в духовном аспекте, действительно приравнивает Олега к богу Яриле.
Неудивительно, что от волхвования сбывается чародейство
Это замечание Нестора лишний раз подсказывает о том, что были какие-то "волхвы" желающие смерти Олегу. Жизненный же путь Олега достоин только почтения - как основателя Русского Государства (Руси на Русской земле).