В год 6422 (914). Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой
В очередной раз наблюдается какая-то серьёзная проблема в отношениях с древлянами. Именно в древлянской земле и погибнет Игорь.
В год 6428 (920). У греков поставлен царь Роман. Игорь же воевал против печенегов
Такая скромная заметка Нестора о том, что Игорь "воевал против печенегов", в свете исторической действительности заслуживает гораздо большего внимания. Действия Игоря сопоставимы только с походами Дария и Александра, обоих в звании "Великий". Никому из них и римским правителям, вместе взятым, так и не удалось победить степняков - в отличие от Игоря, который в этой связи заслуживает звания - лучший из "Великих".
Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских
Речь идёт о лидийском огне, которым пользовались греки, держа в строгом секрете состав этого средства, обретшего историческое звание как "греческий огонь".
Игорь же, вернувшись, начал собирать множество воинов
Из этого фрагмента можно почерпнуть характерную черту Игоря - как воина идущего до победного конца.
В год 6452 (944). Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, - и нанял печенегов, и заложников у них взял, - и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя
Интересен факт использования Игорем печенегов, подобно тому - как победитель мифического змея запрягает его в плуг. Но стремился ли Игорь "отомстить за себя", в свете дальнейших событий, остаётся открытым вопросом.
Послушал их (дружинников) Игорь
В этом повествовании, становится очевидным тот факт, что для Игоря мнение Дружины было важнее своего собственного. Здесь теряется даже намёк на мотив мести "за себя".
Повелел печенегам воевать Болгарскую землю
Назначив "змею" очередное задание Игорь посылает печенегов на злейших врагов - мадьяр (нападающих тем временем на болгар).
Взяв у греков золото и паволоки на всех воинов, возвратился назад и пришел к Киеву восвояси
Надлежит обратить внимание, что повествование свидетельствует тому, что Игорю не было дела до договора во время военной компании (аналогичной походу Олега).
И послал Игорь мужей своих к Роману
Весьма странный ход событий, который предлагает версию того, что "сено пошло за лошадью", и Игорь стал любителем "бумажной волокиты". Более разумно было бы предположить, что инициатива исходила с византийской стороны, которой было за что бояться.
Мы - от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря; Искусеви от княгини Ольги; Слуды от Игоря, племянник Игорев; Улеб от Володислава; Каницар от Предславы
Очевидно, что Нестор повествует о представителях Двора Рюриковича (Игоря), где наряду с русскими встречаются, по всей видимости - имена венедов (т.к. таковые не встречаются среди других народов), тех кто, судя по всему, являются родственниками Игоря и Ольги.
Да не имеют помощи ни от Бога, ни от Перуна
Очередное упоминание о Перуне, но уже без Волоса, если он не подразумевается под именем Бога, видится таким же загадочным, как и раньше. И если этот договор действительно существовал и Нестор констатирует неоспоримый факт, то это заслуживает пристального внимания.
Да будут рабами во всю свою загробную жизнь
Интересное замечание Нестора о языческом представлении "загробного рабства".
По закону греческому и по уставу и по закону русскому
Нигде ранее не говорилось о таковых законах, кои могли существовать только в устной форме, в соответствии с языческими обычаями того времени. Поэтому, есть все основания полагать, что данное повествование служит не изложению исторических фактов, а поводом к написанию этих "законов".
Мы же, те из нас, кто крещен, в соборной церкви клялись церковью святого Ильи
Как и в предыдущих тезисах начинает появляться мотив - декларации не только "законов", но и религиозной альтернативы язычеству.
Да будет он рабом в загробной жизни
Повтор языческих представлений о "загробном рабстве", но уже под патронажем христианского Ильи.
Будет проклят от Бога и от Перуна
Весьма грамотный в свете риторических приёмов оборот, подсказывающий об идентичности Ильи и Перуна. Но здесь, возникает очередной вопрос о происхождении самого Перуна, ибо у варягов Руси - вплоть до падения Арконы в 1168 году, аналогом Ильи был Прове (Проно), а не Перун.
Обещал Игорь сделать так. На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото, и присягали Игорь и люди его - сколько было язычников между русскими. А христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи
Такими же странными, как и в случае с "присягой" Олега, видятся эти действия со стороны воинственного язычника Игоря, который становится лояльным к христианским настроениям и предлагает сложить оружие язычникам. В этой связи можно заметить отсутствие упоминаний о Волосе (который вновь появится у Святослава), которого следовало бы учесть в силу того, что "золото" в Его власти. Такого рода события, в свете языческого видения более адекватно представить как принуждение Игоря (как сторонника Волоса), сложить оружие, литовцам к своему богу Перуну (стоявшему на холме со времени Аскольда), а христианам - святому Илье. Русские (язычники) в аналогичных случаях предпочитали смерть. Поэтому, это видится, как акт разоружения Игорем тех, кто не имеет права носить оружие (литовцев и прочих наёмников). Только в этом случае, можно оправдать наличие Перуна на Русской земле.
Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой
"Отроки" - младшая Дружина, как дополнительные войска Руси, руководство которой осуществлялось в данном случае воеводой Свенельдом. Старшая Дружина - "Мужи", руководство которой осуществлялось непосредственно князем. Во время похода Игоря, Отроки оставались на Руси, выполняя охранные функции.
А мы наги
Возможно, сбор дани за время отсутствия Мужей и обогатил Отроков, но никак не могло привести к нищете, одних из самых богатых представителей Руси. Вспомнив размер дани с Византии, условия которой озвучены как "не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани", т.е. не менее чем "по 12 гривен на человека", остаётся только недоумевать - каким образом Дружина Игоря могла стать нагой. Их благосостояние позволяло им приобрести, как минимум - боевую ладью вместе с вооружёнными до зубов варягами.
Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам
В силу того, что "нагота" Мужей видится весьма сомнительной, происходящие события должны иметь иную природу. Видимо, действительная причина заключается в том, что Игорем проводилось разоружение, что могло служить причиной для волнений, и без того мятежных древлян.
Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще
Что могло не хватить Игорю, или что мешало ему взять всё и сразу? Такие события, больше похожи на то, что Игорь возвращается подавить очередное восстание, и не видит причины участия в этом всей Дружины.
И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства
Ещё одна загадка - почему некогда опытный воин, единственный за всю историю человечества укативший степь, решил заняться "обогащением" с "малой дружиной"? Во всей этой истории более логично предположить, что древляне опять "затворились от Игоря" как и "по смерти Олега". Возможен и вариант того, что Игорю поступило предложение ложного мира, и было предложено остаться в гостях у древлян, либо возвращение по какой-то иной причине, не требующей помощи дружины, когда достаточно было и небольшой свиты.
Древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало
Такое можно было бы предложить в сюжете сказки, но не в истории малочисленной дружиной с большим опытом военных действий. Более правдоподобной видится сцена с пленением Игоря хитростью, особенно учитывая тот факт, что повествованию Нестора противоречит византийской версии смерти Игоря (с демонстративной казнью).
Кормилец его (Святослава) был Асмуд
Судя по этому фрагменту Нестору неведомо представление о Наставнике - коим был Олег для Игоря, а Асмуд для Святослава. Крайне странно звучит и намёк на то, что княжич Руси, при живой матери, нуждается в кормильце. Иначе по представлениям Нестора получается, что на Руси богаты только Отроки Свенельда и древляне, а все остальные прозябают в нищете.
А воевода Свенельд - отец Мстиши
Логично предположить, что это историческая справка о будущей жене Святослава (что должно быть, само собой разумеется), ибо в ином случае данный акцент Нестора на Мстише, видится неуместным, особенно учитывая тот факт, что историей скрывается личность матери Ярополка и Олега.
Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим
Странно, что древляне не просят возмещение ущерба от поборов "богатства" Игорем, что было бы более уместным. Даже в этом фрагменте наблюдается мятежный, а не ущемлённый дух древлян. Адекватными этому являются и ответные действия Ольги.
И повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну
Курган (насыпной холм) - типичное погребение для всех княжеских родов. Тризна - в старославянском языке синоним понятия "награда" (чествование усопшего).