1. Т.е. Карпатами.
2. Под Океаном Тацит подразумевает Северное и Балтийское моря, так как Скандинавский полуостров вплоть до XI в считали островом.
3. Т.е. Ютландский полуостров и Скандинавию (см. прим. 2).
4. Вероятно, Тацит имеет в виду поход Тиберия в 5 г. н.э.; Тиберий дошел до берегов нынешнего Каттегата.
5. Т.е. в Северное море.
6. Т.е. в Черное море.
7. Тацит выдвигает предположение о несмешанности германцев, основываясь на малой вероятности миграций по морю, но упускает при этом из виду непрерывные миграции по суше с их неизбежным следствием - смешением народностей.
8. Анналы - летописи; в широком смысле - сочинения исторического содержания.
9. Плиний Старший дает несколько иное деление германских племен. Он говорит: "Германские племена распадаются на пять групп: 1) вандилиев, часть которых составляют бургундионы, варины, харины, гутоны; 2) ингвеонов, к которым принадлежат кимвры, тевтоны и племена хавков; 3) иствеонов, ближе всего живущих к Рейну и включающих в себя сигамбров; 4) живущих внутри страны гермионов, к которым относятся свебы, гермундуры, хатты, херуски; 5) пятую группу - певкинов и бастарнов, которые граничат с вышеназванными даками" (Естественная история, IV, 99-101).
10. Здесь, возможно, имеется в виду германский бог грома воинственный Донар.
11. Германское слово бардит (лат. barditus) и поныне остается необъясненным; сопоставлять его с кельтскими бардами (сказителями) едва ли правомерно.
12. Речь идет, по-видимому, о надписях на кельтском языке; кельты пользовались греческим алфавитом, о чем свидетельствуют многие древние авторы.
13. См. прим 7.
14. Это утверждение Тацита необоснованно. Уже в эпоху бронзы германцы изготовляли украшения и утварь из золота и серебра. Позднее сам Тацит упоминает о существовавших в Германии во времена Клавдия серебряных рудниках (Анналы, XI, 20).
15. Речь идет о так называемых серратах и бигатах - древнейших серебряных монетах достоинством в один денарий. В этих монетах содержалось больше чистого серебра, чем в денариях Нерона, и предпочтение, которое им оказывали германцы, очевидно, этим и объясняется.
16. Это место следует понимать, очевидно, следующим образом: германская конница или прямо неслась на неприятеля, или обходила его справа, так как левый бок всадника был прикрыт щитом. Если этот маневр удавался, неприятель попадал в окружение.
17. Тацит употребляет здесь слово rex - царь, король; сами германцы называли своих властителей словом Kuning (конунг). Их роль и прерогативы обрисованы Тацитом в соответствии с исторической истиной.
18. Изображения - это деревянные резные фигуры различных животных, посвященных тому или иному божеству (например, змея или волк - Вотану, медведь и баран - Донару и т.д.); святыни - атрибуты и символы богов (например, копье - Вотана, молот - Донара, и т.д.).
19. О том же рассказывает Цезарь (Записки о галльской войне. I, 51).
20. То же у Цезаря (Записки о галльской войне, I, 50).
21. В заключительных словах этой главы Тацит, очевидно, иронизирует над случаями обожествления женщин из императорского рода, например сестры Калигулы Друзиллы и умершей в четырехмесячном возрасте дочери Нерона.
22. Тацит называет германских богов римскими именами: Вотана - Меркурием, Донара - Геркулесом, Циу - Марсом, так как римская и германская мифологии наделяли их сходными чертами и сходными атрибутами.
23. Считают невероятным, чтобы культ египетской Изиды мог проникнуть к свебам. Высказывается предположение, что Изидой Тацит называет германскую богиню плодородия Нерту (см. главу 40), или, как полагают некоторые, Изида появилась у него в тексте вследствие созвучия с именем германского божества Изы, иначе Цизы; что же касается ее святыни в виде либурны, то это - изображение или полумесяца, или лемеха плуга.
24. Здесь подразумевается бук или дуб, которые считались у германцев плодовыми деревьями, так как буковые орешки и желуди съедобны и употреблялись в пищу людьми и животными.
25. Предполагается, что это были руноподобные знаки или, возможно, руны - т.е. древнегерманские письмена; руна - готское слово со значением "тайна".
26. Птицегадание, т.е. прорицание будущего по поведению птиц: их полету, крику и пр., - было широко распространено и у римлян, у которых им занимались жрецы-авгуры. Орлы и вороны, по представлениям германцев, сулили удачу и счастье, совы и вороны - несчастье.
27. Этот способ гадания практиковался в древности не только германцами, но, если ограничиться индоевропейскими народами, то и индийцами, персами, греками, славянами.
28. О том же сообщает и Юлий Цезарь (Записки о галльской войне, I, 50), то же наблюдалось и у некоторых других индоевропейских народов древности.
29. То же относительно галлов см. у Юлия Цезаря (Записки о галльской войне, VI, 18). Такой же счет времени известен и у других народов древности, пользовавшихся лунным календарем (греков, иудеев и т.д.).
30. Римские обычаи воспрещали являться в народное собрание вооруженным. О том, что и галлы являлись в народные собрания вооруженными, рассказывает Тит Ливий (XXI, 20).
31. Так же выражали свое одобрение, по свидетельству Цезаря, и галлы (Записки о галльской войне. VII, 21).
32. Сообщение Тацита об этом подтверждается нахождением при осушке болот мумифицированных трупов; на некоторых из них были надеты оковы, некоторые были прикрыты поверх толстым слоем кольев или валежника. Чаще всего это трупы женщин: отсюда вывод, что подобным образом карались преимущественно преступления против целомудрия.
33. Здесь, как и в главе 6, сообщение Тацита относительно "сотни" довольно сбивчиво. В действительности, когда старейшина отправлялся творить суд в какой-нибудь округ, то в разборе дел участвовали все свободные из той "сотни", на территории которой происходило судебное разбирательство. Таким образом, никакого постоянного совета при старейшине не создавалось.
34. Вручение оружия у германцев Тацит сопоставляет с римским обрядом облачения юношей в мужскую тогу.
35. О наборе в дружину то же у Юлия Цезаря (Записки о галльской войне, VI, 23); об аналогичных отношениях между вождем дружины и дружинниками говорит Юлий Цезарь, рассказывая о кельтском племени сонтиатов (Записки о галльской войне, III, 22). То же отмечается позднее и в дружинах славян и норманнов.
36. Речь идет о вожде дружины и о дружинниках.
37. Дары посылались вождям другими общинами и даже соседними племенами, чтобы оградить свои земли от разбойных набегов и вместе с тем чтобы обеспечить себе в случае нужды военную помощь.
38. Фалеры (металлические бляхи, нередко золотые или серебряные) и почетные ожерелья - римские знаки отличия; пожалование их, а также прямой подкуп деньгами - характерные черты римской политики в отношениях с германскими племенами.