Песни о Богах. Прорицание вёльвы. Примечания

"Прорицание вёльвы" - самая знаменитая из песен "Старшей Эдды". Она содержит картину истории мира от сотворения и золотого века (т. е. того, что вёльва "помнит" или "видела") до его трагического конца - так называемой "гибели богов" - и второго рождения, которое должно быть торжеством мира и справедливости (т. е. того, что вёльва "видит"). Песнь представляет собой богатейшую и единственную в своем роде сокровищницу мифологических сведений.

Большинство исследователей склоняется сейчас к тому, что песнь эта возникла в Исландии в эпоху, переломную между язычеством и христианством, а именно во второй половине или конце Х в., и что она в основном языческая, хотя возможно, что некоторые ее элементы - такие, как идея вины и наказания, осуждения жажды золота, признание женщины виновницей всех бед, - неосознанно заимствованы из христианской религии.

Непоследовательность в нумерации строф отражает перестановку в издании С.Бюгге.

Вёльва - прорицательница, колдунья. Вся песнь вложена в уста вёльвы, которая вещает, выполняя просьбу Одина, причем она то говорит о себе в первом лице ("великанов я помню" и т. п.), то в третьем ("помнит войну сна" и т. п.). Такое чередование встречается в древнеисландских песнях.

1
Священные рода - боги.

Дети Хеймдалля - люди. Несмотря на большую литературу о боге Хеймдалле, сущность его неясна. Известно о нем только следующее: он "страж богов" и "светлейший из асов", люди - его "дети", он родился "от девяти матерей", перед началом гибели богов он "затрубит в свой рог".

2
Древо предела - ясень Иггдрасиль, мировое древо. Его ветви раскинуты над всем миром и кладут ему предел в пространстве. Иггдрасиль - буквально "конь Одина". Один повесился на этом древе однажды, чтобы приобрести тайные знания.
3
...не было в мире ни песка, ни моря... - Специфически исландская черта. Для исландского пейзажа очень характерен песок (например, для исландской южной равнины).

...земли еще не было и небосвода... - В подлиннике это место почти дословно совпадает с так называемой "Вессобруннской молитвой", древневерхненемецким христианским памятником IX в. Возможно, что это место имело общегерманский прообраз.

...трава не росла. - Трава выделена особо: пастбище для скота - основа исландского хозяйства.

4
Сыны Бора - Один и его братья, Вили и Be.

Мидгард - мир, обитаемый людьми. Буквально - "средняя ограда, среднее огороженное пространство".

5
Солнце, друг месяца. - В подлиннике - "спутник месяца". Луна считалась древней солнца, и счет велся по ночам, а не по дням.

Содержание строфы 5 истолковывают как описание полярной летней ночи: солнце катится по горизонту, как бы не зная, где ему зайти, а звезды и луна не светят в полную силу.

6
Отпрыски ночи. - Свет считался порождением тьмы, и поэтому день и времена дня - отпрысками ночи.
8
Три великанши. - Три норны, о которых говорится в строфе 20.

Ётунхейм - страна колдунов. Ётун - колдун.

9
Бримир - то же, что Имир (древнейший из великанов) (?). Блаин - другое имя Имира (?).
10-16
В строфах 10-16 перечисляются имена карликов. Некоторые имена карликов в данной туле прозрачны (они означают "северный", "южный", "восточный", "западный", "новый", "мертвый", "дружественный", "смелый", "мудрый" и т. п.), другие спорны или совсем непонятны.
17
Аск и Эмбла - первые люди на земле, буквально "ясень" и "ива".
18
Хёнир. - Несмотря на десятки попыток истолковать этого загадочного бога, сущность его остается спорной.

Лодур - фигура еще менее ясная, чем Хёнир.

19
Иггдрасиль - см. прим. к строфе 2.

Урд - одна из норн. Буквально "судьба".

20
Мудрые девы - норны, богини судьбы.

Верданди - "становление".

Скульд - "долг".

21-24
В строфах 21-24 речь идет о войне между двумя группами богов - асами и ванами. Содержание этого мифа, по-видимому, следующее. Ваны (боги Ньёрд, Фрейр и Фрейя) послали асам Гулльвейг (что значит "сила золота") - женщину, воплощающую жадность к золоту. Один пытался ее уничтожить, но она снова рождалась (строфа 21) и, под именем Хейд (обычное, имя колдуний), творила еще худшее (строфа 22). Тогда асы стали совещаться, брать ли им выкуп с ванов (по другим толкованиям - платить ли им выкуп ванам или принять их в свою среду, платить ли им выкуп ванам или взять с них выкуп, одни ли асы должны платить выкуп, и т. д., строфа 23). Соглашение не состоялось, и Один начал войну с ванами, метнув в них копье (по обычаю, вождь должен был перед началом битвы метнуть копье во вражеское войско, тем самым посвящая его богу войны). Асы терпели поражение (строфа 24), но в конце концов между асами и ванами был заключен мир, и они обменялись заложниками, которыми были Хёнир и Мимир от асов и Ньёрд и Фрейр от ванов. Ваны - явно боги плодородия. Асы - все остальные боги и обычно боги вообще.
25-26
25-26 имеют в виду миф, известный по "Младшей Эдде". Боги договорились с одним великаном, что он построит им в определенный срок крепость, неприступную для великанов. В награду он потребовал богиню Фрейю, солнце и луну. По совету Локи боги согласились на его условия. Но когда они увидели, что великан успеет построить крепость в срок, они испугались и стали грозить Локи. Тогда Локи хитростью заставил великана опоздать к сроку. Увидев, что он обманут, великан пришел в ярость. Боги позвали на помощь Тора, и тот убил великана. Таким образом, сгубить небосвод и отдать Фрейю великанам покусился Локи. Жена Ода - Фрейя. В "Младшей Эдде" основное в этом мифе - хитрость Локи (он превратился в кобылу и отвлек коня великана от работы). В песни основное то, что боги нарушили клятвы.
27
Слух Хеймдалля. - Многие считают, что речь идет о роге, в который Хеймдалль затрубит перед началом гибели богов (см. строфу 46). Другие считают, что Хеймдалль заложил свой слух, как Один-свой глаз (см. ниже).

Залог Владыки - глаз Одина, который он оставил как залог в источнике мудреца Мимира, получив от него мудрость. Мимир был брат Бестли, матери Одина.

28
Князь асов - Один.
29
В строфе 29 говорится о том, что Один заплатил вёльве за ее прорицание богатыми подарками.
30
Готы - воины. Название племени, знаменитого своей воинственностью, стало нарицательным.
31
Бальдр - светлый бог, сын Одина и Фригг, брат Тора. 31-32 имеют в виду миф о его смерти, который сохранился в "Младшей Эдде". Бальдра, любимого сына Одина и Фригг, мучили зловещие сны. Он рассказал о них асам, и тогда Фригг взяла клятву со всех вещей, что они не будут вредить Бальдру. Боги забавлялись тем, что они бросали в него копьями и камнями, и ничто не вредило ему. Узнав у Фригг, что она не взяла клятвы только с побега омелы, Локи срезал его, подговорив слепого бога Хёда бросить его в Бальдра, и направил руку Хёда. Бальдр был поражен насмерть, и все боги оплакивали его. Пока его тело лежало на костре, бог Хермод по просьбе Фригг поехал к Хель, чтобы попытаться вернуть Бальдра из ее царства. Но Хель поставила условием его возвращения- чтобы все живое и мертвое в мире его оплакивало. И все живое и неживое стало его оплакивать. Но в одной пещере сидела великанша по имени Тёкк и не плакала, и это был Локи. В строфе 31 специфически исландской чертой является описание омелы как деревца, растущего в поле. Омела растет только на деревьях, но исландцы могут не знать, как она растет (она есть в Норвегии, но не в Исландии).

Брат Бальдра - Вали, сын Одина и Ринд.

33
Фенсалир - жилище Фригг.

Вальгалла - жилище Одина.

34-35
В строфах 34 и 35 речь идет о наказании Локи.

Хвералунд - "роща горячих источников". Таких источников множество в Исландии.

...обликом схожего с Локи зловещим - т. е. самого Локи.

Сигюн - жена Локи.

36
Слид - "свирепый".
37
Нидавеллир - "поля мрака".

Окольнир - "неохлаждающийся" (?).

39
Нидхегг - черный дракон (см. строфу 66).

Содержание строфы 39 напоминает христианские описания страдании грешников в аду.

40
Железный Лес - жилище ведьм.

Фенрира род - волки. Отсюда начинается описание гибели богов. Фенрир - порождение Локи, чудовищный волк, который проглотит солнце. Его когда-то связали боги. Когда он вырвется, начнется гибель богов.

41
Жилище богов - небо.
43
Гуллинкамби - "золотой гребешок".

Герои Отца Дружин - эйнхерии, т. е. воины, живущие у Одина.

Отец дружин - Один.

44
Гарм - по мнению одних, чудовищный пес, охраняющий преисподнюю; по мнению других, волк Фенрир.

...привязь не выдержит - вырвется Жадный. - См. прим. к строфе 40.

45
В описании морального разложения, предшествующего гибели богов, усматривают христианское влияние.
46
Дети Мимира - великаны или реки и ручьи (?).

Рог Гьяллархорн - рог Хеймдалля. Его сопоставляют с трубой архангела в христианской мифологии.

Череп Мимира. - В "Саге об Инглингах" рассказывается, что асы послали Мимира заложником к ванам, те отрубили ему голову и послали назад асам, а Один сохранил ее при помощи колдовства, и она открывала ему тайны, но ср. строфу 28, где Мимир еще жив, хотя война с ванами уже позади.

47
Typc - великан, т. е. волк Фенрир.
50
Хрюм - имя великана.

Ермунганд - мировой змей.

Нагльфар - корабль, который будет построен из ногтей мертвецов. В Исландии до сих пор распространено поверье, что у мертвых надо обрезать ногти, дабы их не использовали злые силы.

51
Муспелль - по-видимому, имя огненного великана. В древневерхненемецком произведении Х в. встречается слово muspilli - "конец мира, страшный суд". Неясно, христианского происхождения это слово или языческого.

Брат Бюлейста - Локи.

52
Сурт - подземный великан, правящий огнем, буквально "черный". Предполагают, что он - отражение исландских вулканов.

Губящий ветви - огонь.

53
Хлин - Фригг. Ее новое горе - смерть Одина, ее старое горе - смерть Бальдра.

Убийца Бели - Фрейр. Бели - великан, которого убил Фрейр.

Радость Фригг - Один.

55
Отец Побед - Один.

Трупный зверь - волк Фенрир.

Сын Хведрунга - он же. Хведрунг - Локи.

56
Хлодюн потомок - Тор. Хлодюн, или Фьёргюн,- мать Тора.

Сын Одина - Тор.

Страж Мидгарда - Тор.

57
Питатель жизни - огонь.
60
Пояс мира - мировой змей.

Великий бог - Один.

62
Хрофт - Один.
63
...братьев обоих - Бальдра и Хёда (?).

Дом ветров - небо.

65
В строфе 65 многие видят влияние христианства.
66
Ей - вёльве, которая говорит прорицание.