"Прорицание вёльвы" - самая знаменитая из песен "Старшей Эдды". Она содержит картину истории мира от сотворения и золотого века (т. е. того, что вёльва "помнит" или "видела") до его трагического конца - так называемой "гибели богов" - и второго рождения, которое должно быть торжеством мира и справедливости (т. е. того, что вёльва "видит"). Песнь представляет собой богатейшую и единственную в своем роде сокровищницу мифологических сведений. Большинство исследователей склоняется сейчас к тому, что песнь эта возникла в Исландии в эпоху, переломную между язычеством и христианством, а именно во второй половине или конце Х в., и что она в основном языческая, хотя возможно, что некоторые ее элементы - такие, как идея вины и наказания, осуждения жажды золота, признание женщины виновницей всех бед, - неосознанно заимствованы из христианской религии. Непоследовательность в нумерации строф отражает перестановку в издании С.Бюгге. Вёльва - прорицательница, колдунья. Вся песнь вложена в уста вёльвы, которая вещает, выполняя просьбу Одина, причем она то говорит о себе в первом лице ("великанов я помню" и т. п.), то в третьем ("помнит войну сна" и т. п.). Такое чередование встречается в древнеисландских песнях. |
1 |
Священные рода - боги.
Дети Хеймдалля - люди. Несмотря на большую литературу о боге Хеймдалле, сущность его неясна. Известно о нем только следующее: он "страж богов" и "светлейший из асов", люди - его "дети", он родился "от девяти матерей", перед началом гибели богов он "затрубит в свой рог". |
2 |
Древо предела - ясень Иггдрасиль, мировое древо. Его ветви раскинуты над всем миром и кладут ему предел в пространстве. Иггдрасиль - буквально "конь Одина". Один повесился на этом древе однажды, чтобы приобрести тайные знания. |
3 |
...не было в мире ни песка, ни моря... - Специфически исландская черта. Для исландского пейзажа очень характерен песок (например, для исландской южной равнины).
...земли еще не было и небосвода... - В подлиннике это место почти дословно совпадает с так называемой "Вессобруннской молитвой", древневерхненемецким христианским памятником IX в. Возможно, что это место имело общегерманский прообраз. ...трава не росла. - Трава выделена особо: пастбище для скота - основа исландского хозяйства. |
4 |
Сыны Бора - Один и его братья, Вили и Be.
Мидгард - мир, обитаемый людьми. Буквально - "средняя ограда, среднее огороженное пространство". |
5 |
Солнце, друг месяца. - В подлиннике - "спутник месяца". Луна считалась древней солнца, и счет велся по ночам, а не по дням.
Содержание строфы 5 истолковывают как описание полярной летней ночи: солнце катится по горизонту, как бы не зная, где ему зайти, а звезды и луна не светят в полную силу. |
6 |
Отпрыски ночи. - Свет считался порождением тьмы, и поэтому день и времена дня - отпрысками ночи. |
8 |
Три великанши. - Три норны, о которых говорится в строфе 20.
Ётунхейм - страна колдунов. Ётун - колдун. |
9 |
Бримир - то же, что Имир (древнейший из великанов) (?). Блаин - другое имя Имира (?). |
10-16 |
В строфах 10-16 перечисляются имена карликов. Некоторые имена карликов в данной туле прозрачны (они означают "северный", "южный", "восточный", "западный", "новый", "мертвый", "дружественный", "смелый", "мудрый" и т. п.), другие спорны или совсем непонятны. |
17 |
Аск и Эмбла - первые люди на земле, буквально "ясень" и "ива". |
18 |
Хёнир. - Несмотря на десятки попыток истолковать этого загадочного бога, сущность его остается спорной.
Лодур - фигура еще менее ясная, чем Хёнир. |
19 |
Иггдрасиль - см. прим. к строфе 2.
Урд - одна из норн. Буквально "судьба". |
20 |
Мудрые девы - норны, богини судьбы.
Верданди - "становление". Скульд - "долг". |
21-24 |
В строфах 21-24 речь идет о войне между двумя группами богов - асами и ванами. Содержание этого мифа, по-видимому, следующее. Ваны (боги Ньёрд, Фрейр и Фрейя) послали асам Гулльвейг (что значит "сила золота") - женщину, воплощающую жадность к золоту. Один пытался ее уничтожить, но она снова рождалась (строфа 21) и, под именем Хейд (обычное, имя колдуний), творила еще худшее (строфа 22). Тогда асы стали совещаться, брать ли им выкуп с ванов (по другим толкованиям - платить ли им выкуп ванам или принять их в свою среду, платить ли им выкуп ванам или взять с них выкуп, одни ли асы должны платить выкуп, и т. д., строфа 23). Соглашение не состоялось, и Один начал войну с ванами, метнув в них копье (по обычаю, вождь должен был перед началом битвы метнуть копье во вражеское войско, тем самым посвящая его богу войны). Асы терпели поражение (строфа 24), но в конце концов между асами и ванами был заключен мир, и они обменялись заложниками, которыми были Хёнир и Мимир от асов и Ньёрд и Фрейр от ванов. Ваны - явно боги плодородия. Асы - все остальные боги и обычно боги вообще. |
25-26 |
25-26 имеют в виду миф, известный по "Младшей Эдде". Боги договорились с одним великаном, что он построит им в определенный срок крепость, неприступную для великанов. В награду он потребовал богиню Фрейю, солнце и луну. По совету Локи боги согласились на его условия. Но когда они увидели, что великан успеет построить крепость в срок, они испугались и стали грозить Локи. Тогда Локи хитростью заставил великана опоздать к сроку. Увидев, что он обманут, великан пришел в ярость. Боги позвали на помощь Тора, и тот убил великана. Таким образом, сгубить небосвод и отдать Фрейю великанам покусился Локи. Жена Ода - Фрейя. В "Младшей Эдде" основное в этом мифе - хитрость Локи (он превратился в кобылу и отвлек коня великана от работы). В песни основное то, что боги нарушили клятвы. |
27 |
Слух Хеймдалля. - Многие считают, что речь идет о роге, в который Хеймдалль затрубит перед началом гибели богов (см. строфу 46). Другие считают, что Хеймдалль заложил свой слух, как Один-свой глаз (см. ниже).
Залог Владыки - глаз Одина, который он оставил как залог в источнике мудреца Мимира, получив от него мудрость. Мимир был брат Бестли, матери Одина. |
28 |
Князь асов - Один. |
29 |
В строфе 29 говорится о том, что Один заплатил вёльве за ее прорицание богатыми подарками. |
30 |
Готы - воины. Название племени, знаменитого своей воинственностью, стало нарицательным. |
31 |
Бальдр - светлый бог, сын Одина и Фригг, брат Тора. 31-32 имеют в виду миф о его смерти, который сохранился в "Младшей Эдде". Бальдра, любимого сына Одина и Фригг, мучили зловещие сны. Он рассказал о них асам, и тогда Фригг взяла клятву со всех вещей, что они не будут вредить Бальдру. Боги забавлялись тем, что они бросали в него копьями и камнями, и ничто не вредило ему. Узнав у Фригг, что она не взяла клятвы только с побега омелы, Локи срезал его, подговорив слепого бога Хёда бросить его в Бальдра, и направил руку Хёда. Бальдр был поражен насмерть, и все боги оплакивали его. Пока его тело лежало на костре, бог Хермод по просьбе Фригг поехал к Хель, чтобы попытаться вернуть Бальдра из ее царства. Но Хель поставила условием его возвращения- чтобы все живое и мертвое в мире его оплакивало. И все живое и неживое стало его оплакивать. Но в одной пещере сидела великанша по имени Тёкк и не плакала, и это был Локи. В строфе 31 специфически исландской чертой является описание омелы как деревца, растущего в поле. Омела растет только на деревьях, но исландцы могут не знать, как она растет (она есть в Норвегии, но не в Исландии).
Брат Бальдра - Вали, сын Одина и Ринд. |
33 |
Фенсалир - жилище Фригг.
Вальгалла - жилище Одина. |
34-35 |
В строфах 34 и 35 речь идет о наказании Локи.
Хвералунд - "роща горячих источников". Таких источников множество в Исландии. ...обликом схожего с Локи зловещим - т. е. самого Локи. Сигюн - жена Локи. |
36 |
Слид - "свирепый". |
37 |
Нидавеллир - "поля мрака".
Окольнир - "неохлаждающийся" (?). |
39 |
Нидхегг - черный дракон (см. строфу 66).
Содержание строфы 39 напоминает христианские описания страдании грешников в аду. |
40 |
Железный Лес - жилище ведьм.
Фенрира род - волки. Отсюда начинается описание гибели богов. Фенрир - порождение Локи, чудовищный волк, который проглотит солнце. Его когда-то связали боги. Когда он вырвется, начнется гибель богов. |
41 |
Жилище богов - небо. |
43 |
Гуллинкамби - "золотой гребешок".
Герои Отца Дружин - эйнхерии, т. е. воины, живущие у Одина. Отец дружин - Один. |
44 |
Гарм - по мнению одних, чудовищный пес, охраняющий преисподнюю; по мнению других, волк Фенрир.
...привязь не выдержит - вырвется Жадный. - См. прим. к строфе 40. |
45 |
В описании морального разложения, предшествующего гибели богов, усматривают христианское влияние. |
46 |
Дети Мимира - великаны или реки и ручьи (?).
Рог Гьяллархорн - рог Хеймдалля. Его сопоставляют с трубой архангела в христианской мифологии. Череп Мимира. - В "Саге об Инглингах" рассказывается, что асы послали Мимира заложником к ванам, те отрубили ему голову и послали назад асам, а Один сохранил ее при помощи колдовства, и она открывала ему тайны, но ср. строфу 28, где Мимир еще жив, хотя война с ванами уже позади. |
47 |
Typc - великан, т. е. волк Фенрир. |
50 |
Хрюм - имя великана.
Ермунганд - мировой змей. Нагльфар - корабль, который будет построен из ногтей мертвецов. В Исландии до сих пор распространено поверье, что у мертвых надо обрезать ногти, дабы их не использовали злые силы. |
51 |
Муспелль - по-видимому, имя огненного великана. В древневерхненемецком произведении Х в. встречается слово muspilli - "конец мира, страшный суд". Неясно, христианского происхождения это слово или языческого.
Брат Бюлейста - Локи. |
52 |
Сурт - подземный великан, правящий огнем, буквально "черный". Предполагают, что он - отражение исландских вулканов.
Губящий ветви - огонь. |
53 |
Хлин - Фригг. Ее новое горе - смерть Одина, ее старое горе - смерть Бальдра.
Убийца Бели - Фрейр. Бели - великан, которого убил Фрейр. Радость Фригг - Один. |
55 |
Отец Побед - Один.
Трупный зверь - волк Фенрир. Сын Хведрунга - он же. Хведрунг - Локи. |
56 |
Хлодюн потомок - Тор. Хлодюн, или Фьёргюн,- мать Тора.
Сын Одина - Тор. Страж Мидгарда - Тор. |
57 |
Питатель жизни - огонь. |
60 |
Пояс мира - мировой змей.
Великий бог - Один. |
62 |
Хрофт - Один. |
63 |
...братьев обоих - Бальдра и Хёда (?).
Дом ветров - небо. |
65 |
В строфе 65 многие видят влияние христианства. |
66 |
Ей - вёльве, которая говорит прорицание. |